Сейчас многие автолюбители отдают предпочтение машинам с дизельным двигателем. Давайте разберемся немного в устройстве последнего.
Итак, дизель отличается высокой экономичностью. Во многом это обусловлено дешевизной топлива для него. А еще у него повышен крутящий момент. Именно поэтому многие отдают предпочтение данному агрегату. Современные дизели очень похожи на бензиновые по уровню шумности. При этом их уровень надежности и экономичности совсем не поменялся.
Конструкция дизеля мало чем отличается от бензинового собрата. У него тоже есть цилиндры, поршни и шатуны. А вот все клапаны у него усилены. Поэтому они могут выдерживать большие нагрузки. Это сильно отразилось на весе агрегата и его габаритах.
Сильно отличается способ создания смеси из воздуха и топлива, ее возгорание и горение. У агрегатов, которые работают на бензине, компоненты смешиваются в системе пуска. А уже в цилиндре смесь поджигается. В дизельном агрегате компоненты подаются по-отдельности. Первым подается воздух. Он сжимается и накаляется аж до 800 градусов по Цельсию. Затем подается топливо. Для этого используются форсунки, которые работают под давлением. Топливо сразу же загорается. Постепенно в цилиндрах увеличивается уровень давления. Это приводит к тому, что агрегат начинает сильно шуметь.
Такая организация дает возможность применять недорогое топливо. Агрегат будет прекрасно работать даже смесях, которые обеднены. Это очень экономично. К слову это положительно влияет и на экологические показатели. Ведь обедненные смеси практически не имеют вредных выбросов. Отметим, что современные дизели не имеют таких выраженных недостатков, как шумность, вибрация, малая мощность и трудность холодного пуска.
Дизели бывают разных типов. Они отличаются по конструкции камеры сгорания. Одни агрегаты имеют цельную камеру. В них топливо подает в надпоршневое пространство, а сама камера расположена в поршне. Это называется непосредственным впрыском, который применяют на моторах с низкими оборотами и малым рабочим объемом из-за проблем с процессом сгорания и повышенного шума и вибрации. Но эти проблемы полностью решают топливные насосы высокого давления. Управляются они электронно, имеют две ступени впрыска и оптимизируют процесс сгорания.
У другого типа камера сгорания раздельная. Подача топлива происходит в вихревую камеру. Она размещается на головке цилиндрового блока и соединяется с ним посредством особого канального отверстия. Попадая в камеру топливо сильно закручивается, так как воздух сжимается. В виду этого возгорание и смешивание происходит намного лучше. Затем горение продолжается уже в основной камере. Такие агрегаты не так шумят, и число оборотов у них выше. Дизелями такого типа часто оборудуют легковые авто и джипы.
Главное в дизеле – это система для подачи топлива. Она контролирует количество подаваемого топлива и давление. Все это делает ее более сложной и дорогой. В топливной системе главную роль играют топливный насос, форсунки и фильтр для топлива.
Теперь давайте немного поговорим о насосе высокого давления. Его основная задача заключается в том, чтобы подавать топливо к форсункам по определенной программе. Здесь учитывается то, как работает мотор, и как водитель управляет авто. По сути это сложная система, которая управляет агрегатом и исполнительным механизмом. В итоге, когда водитель нажимает на педаль газа, то он просто меняет программу работы регуляторов. А те уже сами определяют, как подавать топливо с учетом изменения оборотов, давления и так далее.
Современные внедорожники, как правило, оборудуются распределительными насосами. Вообще они очень популярны среди легковых дизелей. А все благодаря компактности, равномерной подаче топлива и прекрасной работой при высоких оборотах. У таких насосов регуляторы действуют очень быстро. Но есть один нюанс. Такие насосы требуют использование только чистого и качественного топлива.
Большую роль в дизелях играют и форсунки. Они тоже контролируют топливную подачу. Основное давление в системе определяется тем, как регулируется давление открывания и закрывания форсунок. Тип распыления оказывает влияние на форму топливного факела, что важно для воспламенения и сгорания. Форсунки бывают двух видов. Первый вид – это оснащенные многодырчатым распределителем. Второй – это оснащенные шрифтовым распределителем. Отметим, что дизельные форсунки трудятся в тяжелых условиях. Распылительная иголка движется возвратно-поступательно. Частота движения на половину меньше, чем число оборотов агрегата. При этом распылитель непосредственно контактирует с камерой сгорания. Именно поэтому его делают из очень прочных материалов. Его размеры невероятно точны.
Многие скажут, что топливный фильтр – это самая простая часть дизеля. Однако при этом он не менее важен, чем остальные детали. Все его параметры должны точно соответствовать типу агрегата. К примеру, топливный насос отвечает за отделение воды из топлива, которая сливается в нижнюю сливную пробку. В верхней части фильтрового корпуса имеется ручной насос. Он необходим для того, чтобы исключить попадание воздуха в систему для топлива.
В редких случаях агрегаты оборудуют электроподогревом для фильтра, через который проходит топливо. Это немного облегчает процесс пуска, не дает фильтру забиваться парафином, который образуется при замерзании топлива.