Трансмиссия, не имеющая ступеней, называется вариатором. Она оснащена управлением внешнего типа и умеет изменять передаточное число в режиме автомат, учитывая максимальную нагрузку и число оборотов мотора. Это позволяет со всей пользой использовать мощность. Существует два вида вариаторных механизма. Первый вид — это клиноременный, а второй — это тороидный.
Первый — это несколько ременных передач. В этом случае шкивы образовываются из дисков, у которых коническая форма. Они сдвигаются и раздвигаются. Это позволяет изменять окружность шкивов и передаточное число. У разных производителей вариаторы отличаются по конструкции. В устройствах Multitronic ремни заменили цепью. А у Honda ремни представляют собой набор пластинок из металла. Но рабочий принцип не меняется.
Давайте выясним, почему у ремня форма клина. Рассмотрев его в разрезе, можно увидеть, что по форме он напоминает трапецию, входящую в шкив боком. Если его поверхности износятся, то они будут только плотнее входить в шкив и уровень сцепления не уменьшится. Чтобы авто тронулось, нужно сцепление. Также подойдет и гидротрансформатор. В процессе движения его работа полностью прекращается. Дисками управляет система электронного типа. Она комплектуется из сервоприводов, датчиков и блока, которым все это управляется.
Шкив, именуемый ведущим, сделан так, что его щеки втягиваются, когда на него оказывают влияние центробежные силы. Это заставляет ремень выталкиваться в центральное отверстие шкива. Чем быстрее вращается мотор, тем больше сжимается механизм. Ведомый же, наоборот, разжимается. Это приводит к тому, что меняется передаточное число.
Тороидный механизм сделан по-другому. Он выполнен из осевых дисков и роликов. Последние посылают движимую силу каждому диску по очереди. Передаточное число будет меняться, если также будет меняться и распределение роликов. Меняться будет и радиус, по которому они движутся по дискам. А так как вся мощь сконцентрирована в контактном пятне, то для вращения роликов понадобятся специальные механизмы. Они должны контролировать силу притяжения роликов к дискам.
У автовариаторов имеются и слабые места. Так, у клиноременного механизма слабое звено — это ремни. У тороидного слабое звено – это контактное пятно между дисками и роликами, в котором сила давления способна возрастать до десяти тонн. Именно поэтому вариаторы делают из высокотехнологичных материалов. Это значительно повышает надежность устройств. По причине нагрузок на ремень и пятно контакта вариаторы не способны сотрудничать с мощными двигателями и грузовыми авто. Их, как правило, устанавливают на легковых авто. В этом случае у вариаторов большое будущее. Особенно, если учитывать, что технологии постоянно развиваются.
При сравнении динамических параметров разных авто, оснащенных вариаторами, может появиться один вопрос. Он выражается в том, почему одна и та же машина, оборудованная вариатором, разгоняется не так быстро, как с механической коробкой? Причина в привычке. Большинство недовольно тем, что вариаторные авто постоянно «не ревут». Для них более привычным является увеличение шума при увеличении скорости. Поэтому многие компании это учитывают. Они целенаправленно настраивают электронный блок для управления трансмиссией так, чтобы он шумел. В действительности же при соответствующей настройке авто разгоняется намного быстрее. Вариаторы – это продвинутая трансмиссия. Они намного лучше, чем механизмы автоматического типа. Причина в улучшенной динамике, уменьшенном топливном расходе, плавном разгоне, упрощенной конструкции.
Каких-либо рекомендаций по условиям использования нет. Данные механизмы способны преодолевать движение по бездорожью. Но гробить его умышленно все же не следует. Менять жидкость в механизме желательно через каждые восемьдесят тысяч километров. Если, конечно, устройство используется в особенно тяжелых условиях. В обычных условиях менять жидкость необязательно.